Состоялось заседание рабочей группы по мониторингу эффективности работы специалистов открытого пространства Клуб «Перекресток»
В работе семинара приняли специалисты МБУ Мошковского района Новосибирской области КЦСОН, Районного молодёжного центра Управления образования, Детской юношеской спортивной школы, родители подростков целевой группы открытого пространства Клуб «Перекресток».
На заседании рабочей группы были рассмотрены наиболее часто проблемы воспитания подростков в неполной семье.
Цель заседания: Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из полных и неполных семей и недопущение формирования делинквентных и аддиктивных форм поведения.
Задачи:
- распространение памяток и буклетов об особенностях подросткового возраста;
- использование полученной информации как сигнал быть более чутким и внимательным к эмоциональным переживаниям подростка в неполной семье, не пускать на самотек проживание кризисного пубертатного периода и обращаться к специалистам при столкновении с трудностями.
С докладом выступала Тимофеева Е.В. куратор открытого пространства, заведующий отделением по «работе с семьями, имеющими детей «МБУ Мошковского района НСО КЦСОН»
Социальное сопровождение семей с детьми показало, что приблизительно 1/3 детей воспитывается в неполных семьях. Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать – отец – ребенок. Был сделан ряд выводов о различиях в уровне развития склонности к отклоняющемуся поведению у подростков из полных и неполных семей:
-обе категории детей не имеют сформированной модели делинквентного, асоциального и аддиктивного поведения. Они в равной степени, в соответствии с возрастными нормами имеют выраженное социально-ориентированное поведение, выраженную реакцию группирования со сверстниками. Это явление характерно для данного возраста, так как происходит переориентация подростка с родителей, учителей, старшего поколения в целом на ровесников, относительно равных себе по положению. Именно в группах сверстников вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, удовлетворяется потребность в принадлежности в группе, стремление быть замеченным принятым и неодиноким. Подростки в большей степени ориентируются на идеалы и ценности группы сверстников, к которой принадлежат, чем на ценности, формируемые взрослыми.
Но, в тоже время между подростками из полных и неполных семей прослеживается ряд различий:
-дети из семьи с измененной структурой в большей степени проявляют склонность к саморазрушающему поведению, они менее решительны, труднее переживают неудачи, чаще используют стратегию избегания при решении сложных ситуаций.
-также дети из неполных семей чувствуют меньше поддержки и понимания со стороны близких людей. Все эти факторы говорят о том, что подросткам, которые живут без одного из родителей приходится сложнее адаптироваться к требованиям окружающего мира, у них меньше уверенности в себе, они в большей степени склонны чувствоваться себя виноватыми и ненужными окружающим.
Подростки из неполных семей обладают более высокой эмоциональной восприимчивостью, имеют меньше эффективных моделей противостояния внешнеситуативным проблемам и внутренним переживаниям. Выявлено, что более 60% подростков из неполных семей чувствуют себя ненужными, непонятыми, бессильными, незначимыми в решении важных вопросов; систематически испытывают чувство вины перед окружающими и родителями, не считают себя хорошими людьми.
Таким образом, полученная информация может рассматриваться как сигнал быть более чутким и внимательным к эмоциональным переживаниям подростка в неполной семье, не пускать на самотек проживание кризисного пубертатного периода и обращаться к специалистам при столкновении с трудностями. Ведь именно неумение справляться с внешними и внутренними противоречиями, может привести к самоповреждающему поведению или при попадании в группу девиантных сверстников к формированию делинквентных и аддиктивных форм поведения.
Подводя промежуточные итоги деятельности открытого пространства, необходимо продолжать работу по информированию родителей об особенностях подросткового возраста.